Печать

Июль, 2018: Реализация в Брестской области Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 14 марта 2016 г. №200 утвердил Государственную программу ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее–Государственная программа) и определил заказчиком- координатором Государственной программы Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

Государственная программа включает следующие подпрограммы:

подпрограмма 1 ”Семья и детство“;

подпрограмма 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“;

подпрограмма 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“;

подпрограмма 4 ”Туберкулез“;

подпрограмма 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“;

подпрограмма 6 ”Внешняя миграция“;

подпрограмма 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“.

Региональный комплекс мероприятий по реализации Государственной программы в Брестской области разработан и утвержден Решением Брестского областного Совета депутатов 16 декабря 2016г. № 227.

Итогом реализации в 2017 году мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» стало   достижение основного сводного целевого показателя программы - ожидаемой продолжительность жизни - 74,4 года (2017 РБ -74,4, при планируемом показателе 73,6 года).

В целом анализ реализации мероприятий Государственной программы свидетельствует о достижении в 2017 году значений основных показателей по совершенствованию системы охраны материнства и детства, укреплению института семьи, стабилизации уровня смертности населения, снижения распространения негативных явлений пьянства и алкоголизма, ВИЧ инфекции, туберкулеза, развития миграционных процессов. Из 23 показателей государственной программы выполнено 20.

Подпрограмма 1 «Семья и детство». Охрана материнства и детства является важнейшим приоритетом деятельности нашего здравоохранения и государства. А показатели младенческой и детской смертности стали общепризнанными критериями оценки эффективности репродуктивно-демографического развития и индикатором социально-экономического благополучия общества.

Основными задачами подпрограммы 1 «Семья и детство» являются:

1) совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

2) развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;

3) обеспечение прав и законных интересов детей.

На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения области на 01.01.2018 состояло 62 301 семья, из них многодетных – 20 913.

На 01.04.2018  состоит 62 189 семей, из них многодетных – 21 211.

Семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе и многодетным, оказывается значительная государственная поддержка, это и ежемесячное, единовременное социальное пособие; обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни в рамках государственной адресной социальной помощи; ежемесячные пособия по уходу за детьми, оказание социальных услуг семьям.

Законодательством предусмотрена разнообразная система пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей – назначается 11 видов пособий.

Семейные формы устройства в области представлены 1 004 опекунскими семьями (воспитываются 1 249 детей), 371 приемной семьи (513 детей) и 48 детскими домами семейного типа (313 детей).

В 2017 году создано 170 опекунских семей, в которых определены 232 ребенка, 21 приемная семья для 29 детей. Открыто 5 детских домов семейного типа, в которые определены 28 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания составило           85,1 процента  (в 2016 году – 80,5%).

Выполнение трех целевых индикаторов подпрограммы за 2017 год – суммарного коэффициента рождаемости - 1,77 (при целевом -1,72), младенческой смертности - 2,86 на 1000 рожденных, при целевом 3,5‰ (2016г - 3,4‰), детской смертности - 39,79 на 100 000 детского населения, при целевом-42,2 (2016г.–46,38) достигнуто благодаря улучшению репродуктивного здоровья родителей и здоровья детей.

Анализируя структуру причин детской смертности, где первое место занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 84 на 100 тыс. детского населения (2016г. – 10,65), на втором месте внешние причины – 7,8 (2016г. – 7,9), на третьем месте врожденные пороки развития – 5,78 (2016г - 6,87), напрашивается вывод, что  резерв дальнейшего улучшения работы есть, в том числе за счет межведомственного взаимодействия и совершенствования оказания специализированной медицинской помощи матерям и детям.

Актуально направление дальнейшей работы – снижение общего травматизма детей и особенно со смертельным исходом.

Справочно. Среди смертельных травм детей за 2017 года из 23 случаев основное место у асфиксий (удушение) – 10 случаев (из них: утопление – 7 сл., повешение – 1 сл., асфиксия инородным телом (шуруп) и сдавление груди и живота (лег старший ребенок), в ДТП погибло 10 детей (из них 5 детей от столкновения автомобиля с локомотивом в Ивановском районе), падение с высоты – 3 случая, один из них суицид (в 2016 году – 3 суицида).

В 1-ом квартале 2018 года погибло от внешних причин 7 детей: суициды - 2, ДТП -1, утопление- 1, гибель на пожаре -1, открытая ЧМТ от падения статуэтки - 1 (в возрасте до 1 года), механическая асфиксия – 1 (ребенок инвалид). Из них 1 ребенок до 1 года, 3- подростка.

Необходима более широкая информированность населения о факторах риска, угрожающих здоровью, формирование у родителей и детей самосохранительного поведения, развитие и укрепления семейных ценностей.

Здравоохранение вносит свой вклад в демографию не только за счет снижения смертности, но и через профилактику абортов и повышение доступности экстракорпорального оплодотворения.

Показатель количества абортов в 2017 году был достаточно высок –  9,3 на 1000 женщин фертильного возраста (2016г.- 8,5). В организациях здравоохранения области обеспечено проведение предабортного консультирования в 100% случаев. Его эффективность выросла до 16,5% в 2017 году (10,5% в 2016г.), что в абсолютных цифрах соответствует 433 сохраненным беременностям (2016г.- 256).

Но, по-прежнему, проблемой является доступность аборта как услуги в коммерческих организациях, где эффективность предабортного консультирования соперничает с прибылью и полностью проигрывает.

Третье направление – совершенствование специализированной медицинской помощи детям на областном уровне, которая решится с проведением реконструкции Брестской областной детской больницы, где возможно будет более профессионально решать проблемы коррекции и выхаживания детей, имеющих неудовлетворительный прогноз здоровья.

Подпрограмма «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Задача 1. Снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний за счет создания единой профилактической среды

Абсолютным приоритетом белорусского здравоохранения является профилактика. Активные меры позволили несколько сократить потребление табака и алкоголя, увеличилось число лиц, активно занимающихся физкультурой и спортом, правильно питающихся, расширилась вакцинация в рамках национального календаря прививок.

В 2016 – 2020 годах реализуется проект международной технической помощи «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь» (БЕЛМЕД), финансируемый Европейским Союзом, в рамках которого при поддержке ВОЗ в 2017 году проведено общенациональное исследование распространенности основных факторов риска НИЗ среди населения республики в возрасте 18-69 лет (STEPS-исследование).

Такое масштабное исследование по изучению факторов риска проведено в Республике Беларусь впервые. Результаты исследования позволили составить объективное мнение о текущей ситуации по распространенности факторов риска НИЗ среди взрослого населения страны, и в значительной степени определить подходы в отношении их профилактики в Республике Беларусь на предстоящие годы.

В качестве целевых показателей за 2017 год взяты результаты, полученные при проведении STEPS – исследования:

- распространенность потребления табака среди лиц в возрасте от 18 до 69 лет (целевой -29,6%) снижено до 28,6%;

- физическая активность населения соответствует целевому нормативу 2017г.- 55,0%;

-потребление поваренной соли (целевой -10,6-граммов в сутки) не превышает норматив – 10,6 грамм.

С целью развития механизмов продвижения здорового образа жизни на местном уровне осуществляется межведомственное взаимодействие, направленное на создание здоровой среды обитания.

Так, в Брестской области уже в шестой раз проведен конкурс «Самая здоровая семья». В областном этапе конкурса в 2017 году приняли участие 39 семей, а за шесть лет - 164 семьи Брестчины.

На территории области проводится работа по реализации межведомственных профилактических проектов: «Мой выбор – жить с позитивом!», «Здоровое сердце – залог успеха!», «Безвозмездное донорство начинается с меня!», «Правильная осанка залог здоровья!» консультативно-образовательная акция «Мы - за здоровый и безопасный отдых!», «Школьное питание – здоровое и рациональное!».

Также на базе учреждений образования реализуются межведомственные информационные проекты «Здоровая школа», «Здоровый класс», «Школа – территория здоровья». Если в 2018 году эти проекты реализовывались на базе 15 школ области, то в 2018 году количество школ, задействованных в реализации межведомственных информационных проектов, составило                      92 (охвачен 49031 ученик). Эти проекты направлены на первичную профилактику функциональных отклонений и заболеваний у учащихся в процессе обучения, внедрение здоровьесберегающих технологий. С этой целью в рамках реализации данных проектов закупается новая мебель, спортивное оборудование, проводятся осмотры детей специалистами и диагностические мероприятия по выявлению детей с нарушениями осанки, зрения, неврологическими проблемами, повышенным уровнем эмоционального напряжения для их своевременной коррекции и (или) дальнейшего обследования.

К сожалению многие пациенты – и больные и здоровые –  не нашли своего внутреннего «мотиватора» к ответственному поведению, здоровому образу жизни, активной профилактике и приверженности к постоянному лечению.

Текущая ситуация по итогам STEPS-исследования довольно неблагоприятная по некоторым позициям, в частности, повышенное артериальное давление имеют около 44,6% населения в возрасте 18-69 лет, принимают на постоянной основе гипотензивные средства около 46%. 

Задача 2. Обеспечение профилактики неинфекционных заболеваний на протяжении всего жизненного цикла посредством всеобщего и доступного охвата населения услугами первичной медицинской помощи.

В настоящее время приоритетным направлением в развитии здравоохранения остается врач общей практики (далее–ВОП). Работа ВОП организована по принципу команды – врач общей практики помощник врача и медсестра общей практики.

В 2017 году число врачей общей практики и их доля от общего количества врачей общей практики и терапевтов участковых, работающих в системе оказания первичной медицинской помощи, составило 26,0 % (36,6% - к участковым терапевтам) (целевой показатель – не менее 40%).

По состоянию на 01.04.2018г. доля врачей, работающих по принципу врача общей практики, в общем количестве врачей, работающих в системе оказания первичной медицинской помощи, увеличена до 30,0 % (план. - 55%). С 01.08.2018г. приступят на первые рабочие места 92 молодых специалиста, прошедших интернатуру по общей врачебной практике.

Задача 3. Снижение преждевременной смертности и стабилизация инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний

В 2017 году было продолжено выполнение основных мероприятий по профилактике и лечению сердечнососудистых, онкологических заболеваний, травм.

В области окончательно сформирована сеть региональных кардиологических центров.

Активно отслеживается и эффективно используется охват реабилитацией пациентов трудоспособного возраста после инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, оперативных вмешательств по поводу злокачественных, нейрохирургических, травматологических и иных неинфекционных заболеваний  - достиг 86,3 процентов (целевой - 60%).

Ориентация других направлений здравоохранения на профилактическую работу в регионах, прежде всего, на амбулаторно-поликлиническом уровне, повышению преемственности в организации помощи профильным пациентам позволила снизить целевой показатель тяжести первичной инвалидности в трудоспособном возрасте по итогам за 2017 год до 45,2% (данный показатель ниже республиканского 46,7%, и ниже прошлогоднего 48,2% и целевого-50%), и выполнен всеми районами области.

Проблемные вопросы демографии в 2017 году определились снижением рождаемости до 11,8 случаев на 1000 населения (2016г. – 13,5‰) и увеличением показателя общей смертности населения до 12,6 на 1000 населения (2016г. – 12,6‰) привели к естественной убыли населения минус 0,8 промилле (в 2016 г. (+0,9‰).

Уровень смертности от внешних причин в 2017г. по области дал рост на 5%, в том числе среди лиц трудоспособного возраста на 7,4%. Рост смертей всего населения от внешних причин зафиксирован в   Кобринском, Пружанском, Ивановском, Лунинецком, Дрогичинском, Ивацевичском районах, г. Барановичи.

 Были определены основные причины в структуре смертей от внешних причин в каждом из проблемных регионов. На первых местах в основном фигурировали самоубийства, отравления алкоголем, травмы при падении и связанные с транспортными средствами.

Налажено взаимодействие и сотрудничество с работниками УВД и РОЧС. Регулярно поступают сведения о лицах, злоупотребляющих алкоголем для оказания им специализированной медицинской помощи.

Данная работа привела к положительным результатам и во втором полугодии 2017г. в области удалось приостановить гибель людей от внешних причин. А в 1-ом квартале 2018г. уровень суицидов снизился на 35,5% (с 62 до 40 случаев).

Как промежуточный итог работы в целом по области за 1 квартал 2018г. демографические показатели улучшились -   за счет увеличения показателя рождаемости на 0,9% до 11,2 на 1000 нас. и снижения показателя общей смертности населения на 1,5%. Естественная убыль населения снижена до минус -2,8 на 1000 жителей, (970 чел.), (1 кв. 2017 г. минус 3,1‰ - 1058 чел.).

Проблемный для области является рост количества смертей среди лиц трудоспособного возраста на 8,3% (на 61 случай, с 735 до 796), при этом рост умерших среди городского населения составил 16,8% (на 77 случая, с 417 до 487), среди сельского населения уменьшился на 2,8% (на 9 сл., с 318 до 309). 

При снижении смертей от внешних причин в трудоспособном возрасте на 24,9% (с 202 до 172), зарегистрирован рост смертей от утоплений на 12,5% (с 8 до 9 сл.), и от несчастных случаев на транспорте на 53,3% (с 15 до 23 сл.).

Зарегистрирован рост смертей в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 6,5% (на 17сл., с 261 до 278) за счет смертей от цереброваскулярных болезней на 73,7% (на 28 случаев, с 38 до 66).

В настоящее время ведется работа по совершенствованию дорожной карты» для пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения.  На межрайонном уровне дополнительно будут созданы сосудистые центры, где применяются современные технологии ведения больных с острыми нарушениями кровообращения.

Подпрограмма «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма»имеет свои индикаторы:потребление алкоголя на душу населения снизилось до 7,9 литров, при прогнозном -8,05.

Однако от случайного отравления алкоголем умерло 216 человек. Это составило 15,6 на 100 тыс. населения при целевом показателе -12,8.  Высокие показатели смертности от случайного отравления алкоголем в 2017 году допустили 11 районов: Ивацевичский (42,3 на 100 тыс. населения; Барановичский– 38,6; Березовский – 26,9; Каменецкий - 25,6, Жабинковский – 24,6, Ганцевичский – 21,9, Пинский – 21,4, Лунинецкий – 20,9; Ляховичский - 19,5; Пружанский – 19,1; Дрогичинский – 16,3 районы.

Проблемные вопросы, связанные с ростом в Брестской области числа случайных отравлений алкоголем, рассматривались 20 марта 2018 г. на заседании областного Совета по демографической безопасности.

В итоге предпринятых мер в первом квартале 2018 года удалось достичь снижения числа случайных отравлений алкоголем на 27% (до 54 с 74 в 2017г.), что составило 3,9 на 100 тыс. населения. при прогнозе показателя на год – 10,5 на 100 тыс. населения, при целевом -12,0.

Одной из основных причин случайных отравлений алкоголем считаем его доступность для населения, что требует принятия соответствующих ограничительных мер.

Управлением внутренних дел Брестского облисполкома совместно с территориальными ОВД области в исполнении подпрограммы «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» проводится ряд профилактических мероприятий.

За нарушение антиалкогольного законодательства в 2017 году привлечено 1961 гражданин (в первом квартале 2018 - 713). В ходе проведения отработок населённых пунктов и лесных массивов уничтожено 388 самогонных аппаратов и мини-заводов (2018 - 155), из незаконного оборота изъято 83134 литров алкогольной продукции (2018 - 18193 л.), из них: 2515,5 литров самогона (2018 - 1147 л.), 61674 литра самогонной браги (2018 - 11728 л.), 18944,4 литра спиртосодержащей жидкости и иных фальсифицированных спиртных напитков (2018 - 5317 Л.).

Одной из действенных профилактических мер, влияющих на количество совершаемых преступлений и правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, является осуждение и последующая изоляция в лечебно-трудовые профилактории(ЛТП).

На протяжении 2014-2016 годов на территории области наблюдалась динамика роста количества лиц, осужденных судами в ЛТП, и лишь с марта 2017 года число осужденных в ЛТП стало снижаться - увеличилось число решений судов о не направлении граждан в ЛТП.

Имеет место и то, что лица, будучи осужденными к направлению в ЛТП и своевременно не изолированные по причине отсутствия нарядов («путевок»), совершают не только правонарушения, но и преступления.

На территории Брестской области в настоящее время функционирует 3 круглосуточных магазина реализующих алкогольную продукцию (Московский район г. Бреста, г. Столин и г. Барановичи), а также 36 автозаправочных станций, на которых также в круглосуточном режиме реализуется данный вид продукции.

Ранее проведенные на территории Республики Беларусь эксперименты по ограничению времени реализации алкоголя показали свою эффективность и положительно отразились на состоянии правопорядка. По итогам выполнения вышеуказанных мероприятий на территории области в 2017 году снизилось количество зарегистрированных преступлений, совершенных лицами в пьяном виде с 2574 до 2358 или - 8,3% (по итогам первого квартала 2018 также наблюдается снижение с 798 до 682 или - 14,5%).

Подпрограмма 4 ”Туберкулез“. Оценивая индикаторы качества работы по предупреждению распространения туберкулеза, надо отметить, что последние годы, как и текущий период нынешнего, в области характеризуются рядом успехов в предупреждении распространения туберкулеза и снижении смертности по его причине.

Это стало одной из причин того, что нам было доверено при поддержке Всемирной организацией здравоохранения провести глобальную реструктуризацию службы.

Внедрение индикаторов: впервые выявленная заболеваемость всеми формами туберкулеза в 2017 году снизилась на 31,1% и составила 19,9 на 100 тыс. населения (2016 г. – 28,9), при целевом -32,4;

- смертность населения от туберкулеза снижена до 2,9 случая на 100 тыс. населения, при целевом -4,55.

В ходе реформирования фтизиатрической помощи и внедрения амбулаторной ее модели за 2017 год в области сокращено 33% (160 коек) ее коечной мощности, проведено перепрофилирование коек УЗ «Брестский областной противотуберкулезный диспансер» с учетом потребности пациентов с организацией 265 коек (81,5% всей коечной мощности фтизиатрической службы) для лечения пациентов с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза, в том числе 70 коек для оказания паллиативной помощи при туберкулезе.

Мероприятия подпрограммы 5 «Профилактика ВИЧ-инфекции» и индикаторы в Брестской области позволили достигнуть положительных результатов:

-удержать заболеваемость ВИЧ-инфекцией в области на уровне ниже среднереспубликанских показателей, уменьшить темпы прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в г.Пинске.

-увеличить охват антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных пациентовдо 98,3% при целевом не менее 75,0%.

-минимизировать последствия целевой показатель риска передачи ВИЧ от матери ребенку (не более 1,7%), который составил 0,4%.

Вместе с тем, проблема распространения ВИЧ-инфекции на территории области, как и в целом в Республике Беларусь не утратила своей актуальности. Сохраняется тенденция по возрастанию числа вновь выявляемых случаев ВИЧ-инфекции, расширению территорий по её распространению. По состоянию на 1 июля 2018 года в Брестской области проживает 1527 человек с ВИЧ-положительным статусом. Рост заболеваемости по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 7,7%.

В Брестской области организована система лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции путем внедрения и расширения применения экспресс-тестирования. Тест-системами для экспресс-диагностики обеспечены все поликлиники, родильные дома и родильные отделения для проведения экстренной диагностики ВИЧ-инфекции у беременных женщин при поступлении в роды с неизвестным ВИЧ-статусом.

Для расширения доступа к профилактике ВИЧ, эффективного сопровождения и перенаправления подростков, практикующих рискованное поведение, в области созданы и организована работа 4-х центров, дружественных молодежи: на базе УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1» функционирует Центр дружественного отношения к подросткам «Вместе», на базе УЗ «Пинская центральная поликлиника» создан и функционирует центр дружественный подросткам «Надежда», в   г.Барановичи на базе детской поликлиники УЗ «Барановичская детская городская больница» функционирует Центр, дружественный подросткам, на базе филиала «Детская больница» УЗ «Кобринская ЦРБ» открыт центр дружественной помощи подросткам «Ориентир».

Целевой показатель подпрограммы 6 «Внешняя миграция» по Брестской области миграционный прирост составил 1357 человек (2016- 1771). В 2017 году выдано 680 и продлено 305 специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам и лицам без гражданства у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подпрограмма 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“. Выполнены плановые объемы медицинской помощи, в том числе амбулаторно-поликлинической (число посещений), медицинской помощи в стационарных условиях (число проведенных койко-дней, число высокотехнологичных и сложных вмешательств, скорой медицинской помощи (число выездов бригад скорой медицинской помощи).

Результатами реализации Госпрограммы также являются: реконструкция ангиографической операционной УЗ «Пинская центральная больница» и ввод в действие кардиологического центра,  строительство и дооснащение медицинским оборудованием неврологическое отделение УЗ «Пружанская ЦРБ»,    модернизация 3-го этажа терапевтического корпуса под отделение гематологии УЗ «Брестская областная больница».

В течение 2017 года при поддержке гор, - райисполкомов для службы скорой медицинской помощи) было закуплено 23 автомобиля.

За 2017 год бюджетная обеспеченность расходов на здравоохранение на 1 жителя составила 350,82 руб. или 99,8 % к плановому областному нормативу (351,51 руб.).

Безусловно, нам многое предстоит сделать по улучшению здоровья наших жителей, но, если каждый из нас будет  заботиться о своем здоровье, мы быстрее достигнем ожидаемых результатов.

Герб Брестской области