Печать

Информация об итогах работы областной комиссии по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции за 1 полугодие 2018 года

В связи с внесением изменений и дополнений в Указ Президента    Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»   в 2018 году работа контрольно-надзорных органов по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции  направлена в первую очередь на профилактику нарушений и  проведение внеплановых проверок при наличии достоверных сведений о нарушениях законодательства.

Брестской областной инспекцией Госстандарта (далее –  Инспекцией Госстандарта в 1 полугодии 2018 года проведено 8 внеплановых проверок, 392 мониторинга и 67 обследований (расследований, контрольно-аналитических мероприятий) соблюдения требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) и технических регламентов  при производстве и реализации продукции. 

Нарушения установлены при 8 внеплановых проверках, 360 мониторингах и 33 обследованиях (расследованиях).

Всего госнадзору подвергнуто 4271 наименование продукции (пищевая продукция, изделия легкой промышленности, товары для детей, игрушки, электротехническая продукция, мебель, пиротехнические изделия, строительные изделия и др.), из них 3723 (87,2 %) наименования – продукция импортного производства.

По результатам госнадзора не соответствовали требованиям ТНПА и технических регламентов 4012 (93,9 %) наименований, в том числе 3562 (95,7 %) – импортного производства:

-   по безопасности:

пищевая продукция – продукция находилась в реализации с истекшим сроком годности;

чулочно-носочные изделия детские - наличие недопустимых синтетических волокон в изделиях для новорожденных;

одежда детская – соединительные швы с обметыванием срезов  выполнены на изнаночную сторону в изделиях для новорожденных;

обувь детская – превышение предельного значения высоты каблука; наличие открытой пяточной части (в обуви для детей до 3 лет); применение подкладки из искусственной кожи в открытой обуви для детей ясельного возраста;

рюкзаки детские – отсутствовали светоотражающие элементы;

детские качели – наличие риска обусловленного конструкцией игрушки (крепления качелей (текстильный шнур) имеют диаметр менее 10 мм; перекладина, предотвращающая падение ребенка, расположена на высоте менее 200 мм от сидения);

электротехническая продукция: удлинители – по конструкции (по минимальному сечению проводника), по конструкции комплектов удлинительных шнуров (переносные розетки имеют паяные контактные зажимы вместо винтовых); разветвители – отклонение формы и размера электрической вилки; светильники-ночники – оболочка светильника оформлена как детская игрушка; кофемолка – оборудование не соответствует классу (класс I) защиты от поражения электрическим током  (шнур оборудования не имеет жилы заземления);

мебель - по требованиям химической безопасности (отсутствие защитных и защитно-декоративных покрытий кромок изделий); по механической безопасности (наличие недопустимого риска ущемления частей тела при эксплуатации кроватей детских, несоблюдение требований к функциональным размерам изделий мебели);

- по качеству: по создаваемым электромагнитным помехам (электротехническая продукция);

-  по показателям, заявленным изготовителем в маркировке: значение мощности, светового потока, эффективности, цветовой температуры, индекса цветопередачи (светодиодные лампы);

-  по маркировке: информация для потребителя отсутствовала, предоставлена не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация;

- отсутствовали документы о подтверждении соответствия.

По результатам государственного надзора приняты меры:

выдано 15 предписаний об изъятии из обращения 15 наименований электротехнической продукции;

выдано 2 предписания о запрете ввоза и обращения 4 наименований детских качелей на территории Республики Беларусь;

выдано 2 предписания о прекращении действия 2 документов об оценке соответствия на территории Республики Беларусь;

1 предписание о запрете производства;

3 предписания о запрете реализации продукции в полном объеме;

запрещена реализация 3112 партий продукции на сумму                169433,18 руб. (в том числе 2865 партий продукции импортного производства на сумму 166214,44 руб.);

выдано 2 предписания  об устранении нарушений и 350 рекомендаций по устранению нарушений;

составлено 46 протоколов об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил  895,4 руб.).

Результаты надзорных мероприятий доводятся до всех заинтересованных. В печатных и электронных СМИ  размещено  24  статьи, в том числе сведения о выявленной опасной продукции.

В рамках работы по выявлению не соответствующих требованиям ТНПА и технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС)  импортных аналогов, производимых в Республике Беларусь, а также в рамках проведения антиконтрафактных мероприятий инспекцией Госстандарта проведено 148 мониторингов соблюдения требований ТР ТС при реализации продукции легкой промышлености (в том числе по информациям ОАО «Брестский чулочный комбинат», Брестского облисполкома, горрайисполклмов), из них 64  – при реализации данной продукции по «низким ценам» (в том числе 10 – повторных).

Нарушения установлены при всех 148  мониторингах. 

Всего подвергнуто мониторингу 2200 наименования изделий.

По результатам мониторингов 2169 (99 %) наименований продукции не соответствовали требованиям ТР ТС (из них 1031 наименование имело признаки контрафактной продукции).

По результатам мониторингов приняты меры:

запрещена реализация 1825 партий продукции на сумму  128743,73 руб.;

выдано 138 рекомендаций по устранению нарушений;

за повторно установленные нарушения составлено 26 протоколов об административном правонарушении (размер административного взыскания по рассмотренным протоколам составил 796,9  руб.).

В областных, городских и районных печатных изданиях (их интернет-изданиях) опубликовано 5 статей по данной тематике.

На постоянной основе осуществляется информирование органов госуправления (Брестский облисполком, горрайисполкомы) о результатах надзорных мероприятий, а также информирование  УБЭП УВД Брестского облисполкома о выявленной продукции с признаками контрафактности.

Также, по информациям Минпрома (ОАО «Брестский электроламповый завод», ОАО «БЕЛЛИС», г. Минск) проведено 2 внеплановые проверки и 1 мониторинг при реализации импортной электротехнической продукции. Нарушения установлены при всех надзорных мероприятиях.

Проверено 13  наименований продукции, указанной в информациях. Не соответствовали требованиям ТР ТС все 13 наименований.

По результатам проверок и мониторинга приняты меры:

выдано 11 предписаний об изъятии из обращения 11 наименований продукции;

запрещена реализация 13 партий продукции на сумму 1785,86 руб.;

выдано 1 предписание об устранении нарушений,  рекомендации по устранению нарушений;

составлено 2 протокола об административном правонарушении;

в Госстандарт  направлено предписание о запрете ввоза и обращения  1 наименования продукции. 

В рамках работы по выявлению импортной продукции, не соответствующей требованиям законодательства, инспекцией  Госстандарта  во взаимодействии  с Брестской таможней проведен мониторинг соблюдения требований обязательного подтверждения соответствия электротехнической продукции. В ходе мониторинга нарушений не установлено.

Справочно. 31.05.2018 в пункте таможенного оформления 09 162 «БРЕСТ-БЕЛТАМОЖСЕРВИС» произведен внешний осмотр партии товара, ввозимого ИП Поповым Валентином Евгеньевичем (УНП 291384393, г. Брест, ул. Интернациональная, д. 2, кв.36) для дальнейшей реализации и заявленного по документам, как бывший в употреблении (эксплуатации).

В результате внешнего осмотра партии товара, заявленного по документам, как бывший в употреблении  (эксплуатации), ввозимого            ИП Поповым Валентином Евгеньевичем для дальнейшей реализации, установлено наличие электрических приборов и аппаратов бытового назначения, изготовленных в Китае.

Выборочно был произведен внешний осмотр данного товара. В результате осмотра установлено, что данный товар с видимыми следами износа и употребления (эксплуатации), а также с дефектами (сколами, потертостями, накипью, вмятинами и т.п.) и некомплектностью.

Согласно Проекту изменений №1, вносимых в ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» от 24.11.2017 на реализуемые электрические приборы и аппараты бытового назначения бывшие в употреблении (эксплуатации) не распространяются требования ТР ТС 004/2011.

В рамках работы инспекции Госстандарта по изъятию из обращения пищевой продукции, по которым вынесены решения о ее несоответствии техническим регламентам ЕАЭС (ТР ТС) при проведении надзорных мероприятий в обязательном порядке отслеживается наличие такой продукции о обращении.

За отчетный период установлено 3 факта нахождения в реализации пищевой продукции импортного производства, запрещенной к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь (действие деклараций о соответствия на данную продукцию прекращено):

факт нахождения в реализации масла сладко-сливочного несоленого «Традиционное», массовая доля жира 82,5%, высший сорт, изготовитель: ООО «Альянс» (г. Нурлат,  Республика Татарстан, Российская Федерация), жирно-кислотный состав которого не соответствует молочному жиру коровьего молока;

2 факта нахождения в реализации сыра плавленого колбасного «Янтарный» копченого массовой долей жира в сухом веществе 40 %, изготовленного Товариществом на вере «Сыр Стародубский» (Россия),            не соответствующего определениям «сыр»/ «молочный продукт», установленным  в разделе II «основные понятия» ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», согласно которым использование немолочного жира не допускается (продукция сыр плавленый колбасный «Янтарный» массовая доля жира в сухом веществе 40 % не может быть идентифицирована как продукция, за которую выдается).

По результатам надзорных мероприятий составлено 4  протокола об административном правонарушении на индивидуальных предпринимателей,  продукция снята с реализации.

Учреждениями государственного санитарного надзора за истекший период 2018 года проведен мониторинг соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства 98 субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот промышленной группы товаров, в том числе в составе межведомственных рабочих групп при горрайисполкомах проведено обследование 25 объектов, осуществляющих оборот продукции легкой промышленности, в том числе товаров детского ассортимента и игрушек.

По входящим в компетенцию вопросам нарушения требований санитарных норм и правил, ТР ТС/Евразийского экономического союза, в том числе при реализации продукции импортного производства, были выявлены на 26 (26 5 %) субъектах, 26 объектах (из них на 17 объектах нарушения были выявлены в ходе совместных мониторингов межведомственных рабочих групп, созданных при горрайисполкомах.

Основные выявленные нарушения при обороте промышленной группы товаров – реализация товаров без наличия маркировки или с неполной информацией о товаре, наносимой в соответствии с требованиями законодательства; отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность реализуемых товаров и др.

Справочно: к примеру, в ходе совместных мониторингов в составе межведомственной рабочей группы Пинского горисполкома, специалистами Пинский зональный ЦГиЭ были выявлены нарушения на двух объектах, реализующих изделия легкой промышленности, в том числе детского ассортимента:

14.06.2018 в магазине ООО «ПассФортБел», УНП 690669804, г.Пинск, ул. КМаркса, 29а - на часть продукции детского ассортимента (детская одежда текстильная и трикотажная, в т.ч. изделия 1-го слоя бельевые трикотажные для детей до 3-х лет -418 ед., изделия чулочно-носочные для детей - 17 пар, игрушки детские из пластмасс - 2 ед.) не представлены документы, удостоверяющие качество и безопасность; маркировочные ярлыки на часть продукции детского ассортимента не содержат полной информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства. Выданы рекомендации об устранению нарушений, В ходе повторного мониторинга (18.06.2018) нарушений не установлено, рекомендации выполнены в полном объеме.

21.06.2018 в 14.20 в магазине ООО «.ПаунаФормТорг»,                       УНП 690669567, по адресу: г. Пинск, ул. Белова, 5-8, - на часть продукции детского ассортимента (детская одежда -255 ед., носки детские - 113 пар, игрушки детские - 5 ед., головные уборы детские - 110 ед.) не представлены документы, удостоверяющие качество и безопасность; маркировочные ярлыки на часть продукции детского ассортимента не содержат полной информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства (не указаны: изготовитель, состав, размеры, на части изделий маркировка полностью отсутствует). Выданы рекомендации об устранении нарушений. При повторном мониторинге (26.06.2018) нарушений не установлено, рекомендации выполнены в полном объеме.

По фактам выявленных нарушений при реализации промышленной группы товаров выдано 14 рекомендаций об устранении нарушений, вынесено 4 предписания об изъятии из обращения товаров в количестве 127 ед. (в т.ч. 103 ед. продукции предназначенной для детей и подростков, 24 ед. детских игрушек), направлено 44 информации в органы власти, 22 информации в заинтересованные органы и ведомства.

В ходе надзорных мероприятий учреждениями госсаннадзора  уделяется особое внимание вопросам реализации опасной продукции, ввоз и обращение которой на территории Республики Беларусь запрещен предписаниями заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов. За истекший период текущего года в реализации такой продукции не выявлено.

За истекший период текущего года мониторингом охвачено 794 субъекта хозяйствования, осуществляющих оборот пищевых продуктов и продовольственного сырья, нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены на 649 субъектах (81,7 % охваченных мониторингом субъектов), 1193 объектах, в том числе на 118 объектах выявлены нарушения при обороте пищевой продукции импортного производства.

Среди выявленных нарушений основное место занимают реализация товара без маркировки или с информацией в маркировке, не соответствующей сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, реализация продукции с истекшими сроками годности, нарушения условий хранения и др.

По фактам выявленных нарушений вынесено 25 постановлений по делу об административном правонарушении в отношении юридических лиц, 11 - в отношении виновных должностных лиц, общая сумма штрафов составила 8919,5 руб., 2 предписания о приостановлении деятельности, 3 предписания о сокращении перечня реализуемых товаров, 272 предписания об изъятии из обращения пищевых продуктов общим весом 1631,9 кг (в т.ч. 62 предписания об изъятии из обращения пищевых продуктов импортного производства общим весом 146,1 кг продукции), выдано 714 рекомендаций об устранении нарушений, направлено 107 информации в органы власти.

Органами регулирования торговлей горрайисполкомов, облисполкома в 2018 году работа по защите потребительского рынка от несоответствующей требованиям законодательства продукции продолжена по следующим основным направлениям:

контроль за соблюдением требований к качеству и безопасности  пищевой продукции;

контроль за работой торговых объектов, реализующих дешевые товары легкой промышленности иностранного производства. 

Специалистами соответствующих подразделений проводятся мониторинги, обследования объектов торговли и  общественного питания, в ходе которых рассматриваются вопросы соблюдения правил продажи, в их числе: доведение до потребителя достоверной информации о товарах, их потребительских свойствах, сроках и условиях реализации товара, наличие документов, подтверждающих качество продукции, наличие маркировки на товаре и другие.

Так, в январе-июне 2018 года специалистами главного управления торговли и услуг облисполкома (далее - управление) проведены мониторинги и обследования 204 объектов торговли и общественного питания в 13 регионах области по соблюдению законодательства в сфере торговли.

В рамках своих полномочий по вопросам качества продукции специалисты управления проверяли сроки реализации товаров, наличие и  правильность маркировки, наличие документов, подтверждающих качество товара, записи в книгах замечаний и предложений о качестве товара, обследовали внешний вид продукции.

Справочно. За январь-июнь 2018 года специалистами управления проведены мониторинги и обследования 151 объекта торговли, где реализуются продовольственные товары, и 32 объектов общественного питания. В 63 (34%) объектах были выявлены нарушения, связанные с качеством пищевой продукции.

Также, специалистами управления в марте, апреле 2018 года в ходе мониторинга торговых объектов в г. Барановичи и г. Жабинка изучена работа четырех торговых объектов, реализующих товары легкой промышленности импортного производства по низким ценам. Выявлены нарушения правил торговли в части не доведения до покупателя обязательной информации, отсутствия указателей размеров, отсутствия на отдельных товарах полной маркировки согласно требованиям технических нормативных правовых актов, а также невыполнение обязанности по наличию в торговых объектах отечественных товаров (несоблюдение ассортиментных перечней).

Собственникам объектов, где в ходе мониторингов выявлены факты несоблюдения законодательства в сфере торговли, направлены рекомендации по устранению недостатков (нарушений) с указанием сроков информирования  управления.

Отметим, что в июне 2018 года в рамках выполнения поручения Совета Министров Республики Беларусь в адрес Министерства антимонопольного  регулирования и торговли Республики Беларусь облисполкомом были направлены четыре пункта предложений по закрытию внутреннего рынка республики от товаров легкой промышленности иностранного производства низкого ценового сегмента, не соответствующей требованиям ТР ТС по качеству, безопасности продукции, а также реализуемой без сопроводительных документов.

По линии надзорной деятельности Брестского областного управления Госпромнадзора в 1 полугодии 2018 года проведено 162 мониторинга субъектов хозяйствования Брестской области, в том числе, по соблюдению требований ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», по вопросам соблюдения требований технических регламентов таможенного союза в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В ходе проведения надзорных мероприятий, нарушений требований технических регламентов не выявлено, что свидетельствует о высоком уровне соблюдения требований технических регламентов со стороны производителей потенциально опасных объектов и технических устройств, поднадзорных Госпромнадзору.

По состоянию на 29 июня 2018 года проведено 176 приемок потенциально опасных объектов (объектов систем газораспределения и газопотребления, оборудования, работающего под избыточным давлением, пассажирских лифтов, грузоподъемных кранов). Опасная и несоответствующая требованиям технических регламентов продукция, технические устройства не выявлялись.

За этот же период принято под надзор 90 потенциально опасных объекта импортного производства (все подпадают под требования                       ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающего на газообразном топливе», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»,                ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»). Таким образом, импортная составляющая в оборудовании, поднадзорном Госпромнадзору, по Брестскому региону является минимальной.

При этом все принимаемое в эксплуатацию оборудование соответствует требованиям технических регламентов, поэтому меры воздействия к работникам субъектов хозяйствования и к самим субъектам хозяйствования в ходе осуществления надзорных мероприятий не применялись.

Информация от министерств, концернов, Брестского облисполкома, горрайисполкомов Брестской области о поступлениях на внутренний рынок импортной продукции, не соответствующей заявленным характеристикам и требованиям безопасности, установленным законодательством Республики Беларусь, в Брестское областное управление Госпромнадзора не поступала.

Факты неоднократной реализации опасной и несоответствующей требованиям законодательства импортной продукции по субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную (оптовую) торговлю, Брестским областным управлением Госпромнадзора не выявлялись.

Брестской таможней в ходе проводимой работы по противодействию обороту опасной и несоответствующей продукции за 1 полугодие 2018 года пресечен ввоз товаров несоответствующих требованиям законодательства:

50 фактов незаконного ввоза одежды иностранного происхождения, а именно 4497 единиц на сумму 90806  руб.;

10 фактов незаконного ввоза пиротехнической техники (31 единица) на сумму 608  руб.;

1 факт незаконного ввоза швейной фурнитуры (10530 единиц) на сумму 10530 руб.;

3 факта незаконного ввоза  обуви (158 пар) на сумму  5297,6 руб.;

261 факт незаконного ввоза алкогольной продукции  (21754,24 литров) на сумму 52782,67 руб.;

9 фактов незаконного ввоза саженцев плодовых культур и декоративных растений на сумму 18572  руб.;

11 фактов незаконного ввоза семян овощных культур и газонной травы на общую сумму 456  руб.;

22 факта незаконного ввоза моющих средств общего назначения на сумму 2602 руб.;

6 фактов незаконного ввоза инсектицидных средств для защиты растений на сумму 1 409 руб.

Сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой был предотвращен незаконный ввоз товара:  «бытовая техника» в количестве 72 единицы общей стоимостью 65470 руб., дорогостоящей посуды и столовых приборов элитных марок в количестве 732 единицы общей стоимостью         79 265 руб. В результате проведенных оперативных мероприятий данные группы товаров были изъяты. Начат административный процесс. Брестской таможней проводятся дальнейшие проверочные мероприятия.

Налоговыми органами области, во взаимодействии с правоохранительными органами, на постоянной основе проводятся мероприятия по пресечению незаконной предпринимательской деятельности, связанной с реализацией субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами товаров, в нарушение действующего законодательства.

За отчетный период при проведении контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей на сумму 423459,43 руб., в том числе в ходе дежурств на дорогах совместно с сотрудниками управления государственной автомобильной инспекции УВД на сумму 45027,44 руб.

В 1 полугодии электронным и печатным СМИ области размещалась информация о выявленных фактах реализации продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов таможенного союза. Регулярно освещались мероприятия, направленные на защиту внутреннего потребительского рынка.

В областной газете «Заря» тематические материалы размещаются в постоянных рубриках: «Технологии», «Потребительский рынок». Не остается без внимания журналистов данная проблематика и в районных изданиях. К примеру, в марте 2018 года в районной газете «Драгiчынскi веснiк» был размещён материал о продукции, выпускаемой РУПП «Экзон-Глюкоза» и ОАО «Экзон».

Деятельность областной комиссии по противодействию обороту опасной и не соответствующей требованиям законодательства продукции отображается на официальном сайте Брестского облисполкома и районных сайтах. В течение первого полугодия 2018 г. в разделе «небезопасная продукция» размещено 4 материала. Также на интернет-сайтах регулярно размещаются объявления о проведении тематических «телефонных линий», перечни торговых площадок и производителей, участвующих в сезонных ярмарках.

По-прежнему, редакциями предусматриваются возможности предоставления дифференцированных тарифов (прописаны в коллективных договорах) на размещение рекламы производителям отечественных товаров.

В передачах РУП РТЦ Телерадиокомпании «Брест» по заказу и за счет средств Брестского облисполкома за первое полугодие 2018 года вышло порядка 35 сюжетов, популяризирующих достижения производителей Брестчины. Также передачи данной тематики выходят и на региональных телеканалах.

В 1 полугодии 2018 года проведено 1 заседание комиссии по противодействию обороту опасной и несоответствующей требованиям законодательства продукции (протокол № 5 от 10.04.2018), на котором рассмотрено выполнение решений предыдущих заседаний, итоги работы  за 1 квартал 2018 года с оценкой ситуации в регионе в области оборота опасной и несоответствующей продукции, а также утвержден план работы комиссии на 2018 год.

В период с 30.05.2018 по 27.06.2018 по инициативе инспекции Госстандарта на базе Брестского, Барановичского, Кобринского, Березовского и Пинского  горрайисполкомов  проведены  совещания с участием специалистов  комитета экономики Брестского облисполкома, заместителей председателей горрайисполкомов области, курирующих промышленность, и субъектов хозяйствования (в первую очередь имеющих испытательные подразделения) с целью разъяснения  необходимости выявления поступающих на внутренний рынок импортных потребительских товаров, не соответствующих требованиям безопасности, прежде всего по организации проведения подведомственными субъектами хозяйствования испытаний продукции, поступающей на внутренний рынок и не соответствующей заявленным характеристикам и требованиям безопасности.       

Герб Брестской области